Для начала вам нужно провести анализ ситуации в целом и понять, есть ли смысл вообще стартовать, или лучше заняться чем-нибудь другим.
- Численность населения в деревне. Желательно рассматривать варианты от 1000 человек и больше. Хорошо открывать тот же деревенский магазин продуктов при населении 1500 – 3000 человек. Среди такого количества жителей точно найдутся постоянные покупатели, да и это показатель, что в селе живут не одни пенсионеры.
- Расстояние от города. Второй важный момент – это локация вашего населенного пункта. Чем ближе город, с большими супермаркетами, тем больше вероятность, что трудоспособные жители села будут скупаться продуктами именно там.
- Наличие рабочих мест. Важно оценить ситуацию в целом и определить на чем люди зарабатывают деньги и если они вообще покупать продукцию и другие товары в вашем магазине. В такие предприятия можно включить фермы, заводы, частный бизнес, производство и другое.
Оценив эти три момента вы сможете понять свою целевую аудиторию и оценить ее платежеспособность, чтобы не прогореть с вложением денег.
Важный фактор – это оценка конкуренции. Если в вашей сельской местности уже есть продуктовый магазин, посмотрите, что можно сделать лучше и расспросите знакомых, что в нем их не устраивает. Возможно, вы сможете повысить сервис, или предложить более широкий ассортимент товаров для универсального сельского магазина.
Формат бизнеса
Что мы подразумеваем под форматом? В первую очередь – это схема обслуживания клиентов. Существует два основных варианта – самообслуживание и магазин с прилавком. Открывать магазин самообслуживания в деревне мы не рекомендуем, поскольку такой формат требует не только дополнительного стартового капитала, но и существенно усложняет контроль за всей продукцией. Гораздо лучше продавать товары через прилавок.
Многие предприниматели используют комбинированную схему, когда часть товара продается через прилавок, а часть товара, например напитки, замороженные продукты продаются по принципу самообслуживания. Тоже отличная схема работы для деревенского магазина.
Чем торговать на селе?
Выбор ассортимента товаров действительно важен. В первую очередь стоит обезопасить вас от открытия каких-то узко специализированных магазинов, вроде спортивной одежды и прочего. Для того чтобы понять, что продавать в селе, нужно там жить и оценивать свои ежедневные расходы. Исходя из этого, можно выбирать товарные ниши.
- магазин продуктов;
- бытовая химия и средства гигиены;
- аптека;
- хозяйственные товары.
Также можно предусмотреть сезонные варианты:
- комбикорма, саженцы, семена и др.;
- приспособления для сада и огорода;
- строительные материалы.
Мы назвали только часть ниш, которые могут использоваться для торговли в деревне. Но их список может быть гораздо шире. Все зависит от конкретно населенного пункта.
Многие сельские бизнесмены, имеющие один из вышеперечисленных магазинов, часто забывают о дополнительных услугах, которые могут поднять их доход, при этом они будут тратить минимальное количество времени. Так, в качестве дополнительных услуг можно поставить платежные терминалы, люди с удовольствием будут пополнять счет мобильного или интернета.
Помещение
Важным аспектом открытия магазина продуктов в селе является месторасположение и само помещение. Лучше всего размещать торговые точки ближе к центру села, если таковой есть или на пересечении улиц.
В качестве торгового помещения выступает или старый жилой дом, в котором производят косметический ремонт и покупают необходимое оборудование. Или это может быть большой киоск с возможностью проникнуть внутрь помещения, а не формат торговли через окно.
Площадь помещения должна быть от 30 кв. и до 50 кв. Такой размер помещения оптимален для размещения витрин, и достаточно экономичен в сезон отопления. Зачем вам нужны дополнительные ежемесячные расходы на лишнюю торговую площадь?
В помещение должны быть подведены основные коммуникации: вентиляция, отопление, водопровод, для санузла и электричество.
Оборудование
Если говорить о том, что нужно, чтобы открыть сельский магазин, так это стандартный набор оборудования и мебели, часто используемых в подобных магазинах продуктов:
- торговые прилавки;
- стеллажи из металла или дерева;
- морозильные камеры;
- холодильные витрины;
- электронные весы;
- кассовое устройство;
- оборудование для продажи напитков;
- мебель для рабочего места.
В зависимости от ваших потребностей вы можете что-то исключить, а что-то добавить в этот список.
Не забудьте и об охранной системе. Сигнализация, камеры и датчики движения, помогут уберечь ваш товар, от воровства, которые встречаются сплошь и рядом.
Часть оборудования, например, холодильник под напитки, можно взять в аренду от поставщиков определенного бренда товаров. Таким образом можно сократить расходы на статью расходов, при составлении бизнес плана открытия сельского магазина.
Персонал
В начале запуска магазина в деревне важно некоторое время поработать в нем самостоятельно. Оценить спрос, определить наиболее ходовые группы товаров и именно на них сделать упор, раскрутить точку и привлечь постоянных покупателей. Все это за вас продавец делать не будет, потому что совсем в этом не заинтересован. Все бухгалтерские обязанности, закупки товара и охрану магазина предприниматель может взять на себя.
Сколько денег нужно для старта?
Давайте попробуем рассчитать расходы на открытие магазина в селе, которые потом сможете включить в свой бизнес план. Зачем это делать? Чтобы оценить сроки возврата инвестиций и выхода вашего бизнеса в плюс.
Стартовые вложения:
- покупка помещения – от $5000;
- косметический ремонт – от $80 за 1 кв.м.;
- покупка оборудования и мебели – около $3500.;
- оформление документов – $200; вывеска – $10;
- стартовая закупка товара – $2500;
Ежемесячные расходы:
- коммунальные платежи – около $10 – $40.
- налоги – $120.
- заработная плата – от $150 на одного сотрудника.
- транспортные расходы – $60.
Возможно, этот список у вас будет немного отличаться от вышеприведенного, но все же основное в нем включено.
Сколько можно заработать?
Средняя наценка на продукты питания на селе – 30% – 40%.
На бытовую химию: 30% – 50%.
Наценка на разные сезонные товары, вроде изделий из пластика может достигать 80% — 90%.
Окупаемость такого бизнеса – от 8 до 18 месяцев, все зависит от уровня первоначальных вложений.
Выводы. Открытие магазина в селе – это выгодно только в том случае, если у вас есть подходящее место для торговли в селе с населением от 1000 человек и хотя бы половиной работающего населения. Это при условии отсутствия конкурирующих торговых точек или совсем низкого сервиса и скромного ассортимента в их арсенале. Если хотите зарабатывать многое, то лучше всего думать о переезде в город, здесь вам будет хватать на комфортную жизнь, но не больше.