В последнее время крафтовым все чаще называют и другие пищевые продукты: кофе, вино, водку, даже колбасу. Это словцо очень понравились маркетологи, подчеркивая эксклюзивность товара.


Что означает «крафтовый»

В конце концов, закон не запрещает этого делать, потому что понятия «крафта» в нормативных документах нет. Но так обесценивается сам термин (от британского craft – ремесло, ремесленный), что значит «сделанный вручную натуральный продукт».

Только пиво! Если предприниматель собирается производить крафтовый продукт и предпочитает сохранить уникальность этого слова, то он должен понимать: оно в узком смысле касается только пива и при определенных обстоятельствах – некоторых алкогольных напитков.

При желании рекламировать свой товар как крафтовый или даже экспортировать его, лучше это слово относить к пиву или элю. В отдельных случаях так можно назвать другие виды алкогольных напитков, однако будьте готовы к тому, что «крафтовость» нужно доказывать.

Экскурс в историю. Для начала упомянем происхождение термина. Впервые его использовал американский журналист Винс Каттон в 1986 году в своем справочнике «Гайд по хорошему пиву: пивоваренные и пабы Тихоокеанского северо-запада». В книге Каттон описал, что «крафтовая пивоварня» имеет небольшие объемы производства, применяет традиционные для локального рынка технологии и ингредиенты.

Крафтовое пиво в США противопоставлять заводскому. В 80-х годах рынок монополизировали две корпорации – Anheuser-Busch InBev и MillerCoors, которые начали вытеснять местные сорта напитка и маленькие пивоваренные. Следовательно, «крафт» стал своеобразным протестом против такого поглощения и единообразия. Небольшие пивоваренные категорически отказывались называть заводской напиток пивом.

Отличие от массового продукта. В настоящее время в Америке крафтовым считается пиво (эль) и за исключением виски, водка или настойки. Вообще таким продуктом называется алкогольный напиток, отличающийся от ширпотреба высшим качеством, насыщенным вкусом и натуральным составом.

Как зарабатывать на крафтовом пиве

В США ремесленное пиво занимает почти 14% рынка, в Украине – всего 3%, поэтому у нас есть куда расти. Крафтовое пиво дороже заводского, поэтому конкурирует преимущественно с импортным премиальным. Сейчас он усиливает свои позиции в регионах, вытесняя пиво крупных корпораций.

Оригинальное создание. Броварни для крафтового пива не приспособлены для больших объемов, поэтому могут сконцентрировать внимание на оригинальном пивоварении, основанном на старинных традициях. Например, именно благодаря крафту возродился такой вид пива, как эль. Он готовится методом верхового брожения, при котором дрожжи через несколько дней поднимаются на поверхность пива. Также приобретает популярность IPA (от английского – индийский бледный эль), производимый на основе хмеля и имеющий яркий горький привкус. Такое пиво стало очень популярно в барах и пабах, на него сейчас приходится до 75% продаж крафта.

Главные критерии. Сейчас крафтовой пивоварней считается минизавод, дающий до 5 млн литров в год, имеющий лицензию на производство пива и принадлежащий ремесленнику, а не пивной корпорации.

При производстве крафтяр должен использовать только натуральные ингредиенты. Поскольку такие пивоваренные варят большей частью «живое» пиво, без пастеризации, срок его хранения невелик, а это не годится для транспортировки на длинные расстояния.

Следовательно, крафтовое пиво в дальнейшем будет позиционироваться как региональный напиток, привлекающий в определенную местность туристов. Достаточно вспомнить Львов, благодаря крафтовому пиву и ресторанам усилил свои туристические позиции.

Плюсы. Владельцы крафтовых пивоварен могут дополнительно зарабатывать на своем ресторане, гостиницах, туристических развлечениях и товарах. Так что совокупно будут получать выгоду значительно большую, чем просто на пиве, если, конечно, придумать своему крафту хорошую легенду.

Когда нет денег на собственную пивоварню, есть вариант заказывать производство на чужой, закупив свои ингредиенты. Однако небольшие объемы, потому что маленькие пивоваренные ограничены мощностями до 300 тыс. литров в год. Иначе придется платить за лицензию не 30 тыс. грн в год, а 500 тыс. Такие обстоятельства сдерживают развитие крафтовых пивоварен, для которых полмиллиона гривен является серьезной суммой.

Минусы. Высокий акцизный сбор. Даже маленькие игроки вынуждены платить высокие акцизные сборы с каждого проданного литра.

Содействие государству. 20 мая Верховная Рада в первом чтении приняла 2 законопроекта, которые должны уменьшить налогообложение для малых пивоварений. Согласно им, пивоваренные, варящие менее 20 млн литров, считаются малыми производителями пива. А у них будут такие преимущества:

  • неограниченный срок действия лицензии на производство;
  • отмена обязательной аттестации производства пять лет;
  • не нужно получать отдельную лицензию на оптовую торговлю, если есть лицензия на производство пива;
  • при наличии лицензии на производство (30 тыс. грн в год) бровар не подпадает под штрафы, если он продал пива более чем на 300 тыс. литров в год;
  • акцизный сбор сокращен на 50% — с 2,78 грн за литр до 1,39 грн.

Есть ли смысл продвигать другой «крафт»

Здесь следует ориентироваться на США, откуда и пошла мода на крафтовое пиво. В Америке огромный спрос пользуются «произведенные вручную» водка, джин, ром и виски, поставляемые маленькими партиями в рестораны и магазины.

Такие напитки ценят особый локальный вкус, традиционный способ производства и лимитированную версию – потребители готовы платить за это высокую цену. Особую популярность они приобрели после того, как местные знаменитости (авторы и спортсмены) начали открывать собственные маленькие производства алкогольных напитков.

Если в США они могут претендовать на крафтовость, потому что конкурируют с мощным заводским производством виски, джина и рома, то в Украине такого антагонизма нет. У нас слишком малы объемы изготовления этих напитков, как и, собственно, малые объемы производства вина.

А вот крафтовое пиво в Украине действительно удачно противостоит заводскому. Вкусовые качества основных пивных игроков несколько приелись, так что определенная категория потребителей готова поддержать крафт кошельком. Говорить же о маркетинговом позиционировании других напитков как «крафтовых» у нас пока рано.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here